Как обычно, (почти) все сказанное далее выражает только мое мнение. Это мнение игрока, судьи, организатора, долгожителя комьюнити, но оно мое.
Вообще я как-то зарекся писать в темах, касающихся
MFA. Это было моим условием (которое я сам же и поставил), при котором я остался помогать ивенту. Де-факто я сидел "на кухне" организации и видел не все, но очень многое изнутри, и мне есть, что сказать, но кидать камни я не хочу - это очень некрасиво. Но было бы очень странно для меня, де-юре человека со стороны в рамках
MFA 2017, общаться с комьюнити в рамках
MFA 2017. И я считаю, что все, кто так делал (пальцем показывать не будем) поступали плохо и откровенно неправильно. Общаться с комьюнити
должны организаторы ивента. Эту
обязанность никто не отменял и ни с кого не снимал. И это, кстати, первая проблема, которая реально проявилась в процессе подготовки этого
MFA.
Кто я вообще такой? Если для кого-то это сюрприз, то в этом году я был де-юре внешним ресурсом для организации работы на площадке. Если угодно, это был такой аутсорсинг в сфере персонала. Я, будучи главным судьей этого
MFA, собрал команду полевых судей и стримеров, которые в силу своих возможностей в заданных извне обстоятельствах постарались сделать этот ивент максимально качественным для пришедших на него игроков. И сразу скажу, что, в целом, я доволен работой всей своей команды.
Сразу скажу, что в этой теме, я считаю, нужно обратить особое внимание (на данный момент) на посты:
Belial,
Septerra,
A.T,
TCD | Raven. Очень советую сначала их почитать, а потом уже этот пост.
Частями они и мотивировали меня на то, чтобы вылезти из режима молчания, и я считаю необходимым сказать несколько слов касательно сформулированных в этих постах мыслей. Так же попробую донести до читателей этого форума и не сколько своих.
Поехали.
Часть 1. По горячим следам.
Работа на площадке.
Читая отзывы о прошедшем мероприятии от людей, которые были на площадке, и которые смотрели стрим, я прихожу к следующему выводу: у нас есть весьма заметный, даже со стороны совершенно сторонних людей, дизбаланс в качестве, скажем, поставляемых услуг. Организация работы на площадке - высокий уровень, участники турниров и посетители довольны. Организация стрима - низкий уровень, зрители стрима не довольны. Я не могу с этим безоговорочно согласиться, но проанализировать, как это выходит... думаю, все-таки стоит.
Организация работы на площадке с каждым годом выходит на все более высокий уровень профессионализма и это влечет сопутствующий рост качества проведения ивентов. За эти годы у нас сложилась великолепная команда, способная вытаскивать мероприятия такого масштаба, как, например,
MFA этого года. Почти четыре сотни человек участвовали в четырех турнирах, проводившихся на восемнадцати игровых консолях, разумеется, со всеми сопутствующими проблемами - шутка ли? И все равно, даже при все возрастающей посещаемости турниров, мы все лучше держимся прикидочных графиков (жаль только, что не все зрители/участники понимают, что графики в любом случае будут прикидочными), и сами эти графики тоже с каждым следующим ивентом выглядят все точнее и точнее. И я хочу сказать за это спасибо всей своей судейской команде:
B1ade,
Goroson,
DhZero,
A.T,
Lenore,
Tilia. У меня есть способность эффективно поддерживать многозадачность в работе, какие-то там умения, знания, опыт, но что толку? Честно, без вас ровно ничего на этой площадке не вышло бы.
Все вы - замечательные люди, частью убежденно поддерживающие наше общее дело, частью поддерживающие лично меня. И так и так, судьи прилагали усилия для того, чтобы не подвести и меня лично, и сам
MFA, и игроков, которые пришли играть в свои игры. И потому я был уверен в них на 100%. А такая уверенность в том, что есть профессионалы, которые сделают все, чтобы не подвести тебя, в рамках таких мероприятий стоит дороже любых денег. Вы верили в меня, и я верил в вас, и тоже делал все, чтобы не подвести вас. Надеюсь, у меня тоже это получилось. Но если вы чем-то были недовольны - киньте в меня камень, мне это полезно, правда.
И, конечно, профессионализм нашего скоркипера,
Septerra, уж точно никак не вызывает сомнений. Проблемы в поле скоркипинга существуют, да, год от года они нас не отпускают, но это проблемы исключительно технического характера, над решением которых мы работаем.
Техника? Техника!
Перво-неперво, бытует мнение, что было бы эффективно нам уйти от
JJudge на платформу
Challonge. Да, если бы мы вели сетки там, выдали бы каждому из судей по планшету, способному по минимуму работать с сайтом, и они бы прямо со своих мест отмечали результаты, которые бы сразу обновлялись в режиме online, это бы не только решило проблему с доступностью сеток для зрителей стрима и участников турнира, но и сильно ускорило бы нашу работу. Это очевидно не только для вас, друзья, но и для нас. Но пока мы держимся системы рейтингов (с необходимостью наличия которой уже давно далеко не все согласны), без некоторых технических преобразований мы еще не можем выйти на этот уровень. Мы это понимаем, отнеситесь с пониманием и вы.
Второй момент. Можете считать официальной позицией всей судейской бригады следующее заявление:
PS4 Pro - мусор, не пригодный для проведения турниров. На сегодняшний день, по крайней мере. Консоли перегревались, висли при попытке выйти в меню консоли, чтобы отключать контроллеры или менять пользователя, а поведение на
Street Fighter V - это вообще просто солнечное жарево. У меня был момент, когда люди не могли отыграть матчап
M. Bison - Zangief потому что
НА ВСЕХ консолях
PS4 Pro в этом матчапе проседал фреймрейт до 15-20 fps на любых аренах при ЛЮБЫХ действиях персонажей. Им достаточно было просто идти друг другу навстречу. Кроме того, на этих консолях были проблема с "legacy" контроллерами и сторонними платами в играх, в которых этих проблем не было на обычной PS4. Может когда-нибудь в будущем все это изменит, например, новая версия прошивки... ну или что-нибудь еще.
Третий момент - стримы, традиционно наше слабое место. Организация стрима упирается в очевидные для инсайдеров проблемы, которые не очевидны для аутсайдеров. Представим на секунду сферическое мероприятие в вакууме. Скажем, турнир по лапте. Некую команду стримеров зовут освещать это событие на просторах интернета. Что будет влиять на результат в данном случае? Чтобы ответить на этот вопрос не нужно задавать его клубу знатоков. Стрим может развиваться в двух направлениях - техническое качество и т.н. "продакшн" (от англ. production), в нашем случае это творческая часть проекта.
Проблемы при этом могут быть и в сфере технического качества, и в сфере продакшна, но только они друг с другом, вообще говоря, связаны условно, потому только, что образуют единое целое. Обе они выигрывают в руках хорошей стрим-команды, но обе могут проиграть в рамках поставленных условий. Например, стримеры попадают на площадку для проведения турнира по лапте не за две недели (или месяц) до проведения ивента, а за три-четыре дня. Или если они не вовлечены полностью в процесс организации турнира по лапте, а только получают указание в духе "сделайте так, чтобы нам понравилось", но с чем им придется столкнуться, они могут только догадываться. Может быть у организаторов турнира по лапте есть какие-то планы на развлекательную программу для зрителей, которая не до конца согласована и части ее могут, вообще говоря, висеть в состоянии "может будет, может нет". Может быть, стримерам говорят, что для визуальной составляющей продакшна необходимо придерживаться какого-то общего визуального направления, т.н. "art direction", который сам по себе может быть согласован катастрофически поздно. От всего этого продакшн страдает.
Каждый год
MFA сталкивается (и сталкивает стримеров) с одними и теми же проблемами технического характера. Их можно сформулировать так:
каждый год у MFA появляется новая площадка и новое оборудование. Для тех, кто не понимает поясню. Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО плохо. Стримеры борются с одной комплектацией в одном году, оборудование вываливает на них град непредвиденных технических проблем, стримеры с ними справляются. На следующий год на новой площадке новое оборудование выдает совершенно новые проблемы. Часть из них можно решить, часть - нельзя.
Тут я должен сказать пару слов о площадке. В этом году площадка была действительно неплохо подготовлена для проведения мероприятий подобного рода, но я вынужден кинуть в нее пару тяжеленных камней. Во-первых, где-то я слышал по радио, а может быть читал в каком-то журнале - да-да, точно, в журнале «Библия» - что в этом году у стримеров должна была быть отдельная стримерская комната. Но она НЕ БЫЛА ДОСТРОЕНА. Вообще достаточно сказать, что площадка открылась буквально за несколько дней до ивента, и когда мы в пятницу приехали на застройку, техники площадки все еще вешали софиты над сценой! Мы застраивались буквально вместе с самой площадкой. И тут, кстати, по поводу этих софитов, светивших в лица игрокам. Мы ведь пытались что-то с этим сделать. Светорежиссер разводил руками весь второй день, показывал пульт, программу для управления софитами, и каждому из нас, кто подходил к нему, говорил: "я не понимаю, как это возможно, я вижу это, но не понимаю - у меня тут
ВЕЗДЕ ОНИ ВООБЩЕ ВЫКЛЮЧЕНЫ". Ну... я тоже не понимаю D:
В итоге стримеров разместили по краям сцены рядом с огромными, двухметровыми колонками. Эти колонки, как я потом узнал, вообще-то должны были быть подняты и подвешены к потолку, но техники площадки просто не успели это сделать. Опять же, вопрос готовности самой площадки. И это к вопросу о "вокзальных объявлениях" и "треску микрофонов" Может ли двухметровая электромагнитная катушка давать наводки на гарнитуры стримеров, сидящих в полуметре от нее? Ну этот-то вопрос уж точно для клуба знатоков. Могли ли мы что-то с этим сделать? Это вопрос планирования помещения. Но справедливости ради, я бы сказал, что расстановка была максимально удобна для игроков и судей, так что я даже не знаю...
Что касается продакшна. Ну, скажем, дизайнеры Международной Ассоциации Лапты не дали стримерам никаких заготовок под их art direction до срока в два дня до ивента, а когда дали, они оказались уровнем ниже оформления стримов пятилетней давности.
Кстати, техническая команда Международной Ассоциации Лапты не подготовила для соревнований
консоли, и они добивались до турнирного состояния уже в дни ивентов... ой. Ну т.е. серьезно, консоли приехали на ивент с недокачанными
Tekken 7 и
Injustice 2, и не на всех вообще был
Street Fighter V. Для
Tekken 7 это означает, что есть все персонажи, но доступны только три арены. Для
Injustice 2 это означает, что доступны только два персонажа и одна арена. Это не смешно.
Наша стрим команда:
FGC | Shatalkir и
FGC | necrologen и
BeerloverShizuka a.k.a.
Crab в роли технического специалиста. И я считаю, что в заданных условиях они сделали все, что от них зависит, чтобы дать бесперебойный стрим с хорошим оформлением. И я говорю им спасибо за этот стрим, качество которого из года в год действительно растет по тем направлениям, которые они могут реализовать. Они развиваются, учатся новому, совершенствуют стрим и с технической стороны и со стороны продакшна. Отдельное спасибо
TND | TetroX и
Silv за визуальное оформление стрима.
Все это, конечно, можно сделать лучше. Есть идеи, но для их реализации нужно раздувать бюджеты. Посмотрим, выйдет ли в следующем году поднять качество еще на уровень.
Часть 2.. Сферическое. О проблемах комьюнити нашего и не только.
Не могу не сказать пару слов про киберспорт. Как бы ни хотелось форумчанам, игрокам, судьям, организаторам, да кому угодно, файтинги - не e-sports в том виде, в котором сейчас выступают такие игры как
DotA и
League of Legends. У вас могут быть маленькие турниры, в которых игроки играют за респект и шаурму. У вас могут быть турниры побольше, в которых игроки играют за много респекта и много шаурмы. Могут быть турниры, на которые собирается вся страна и зарубежье. Эти турниры имеют статус в силу своего масштаба и репутации. Это мейджоры. Но наличие колоссального призового фонда в виде денег, техники и поездок не сделаем ваш турнир частью e-sports. Можно быть мейджором и не быть e-sports. Отсюда вывод:
Moscow Fighting Arena 2017 - это междусобойчик с хорошими призами и заявкой на популяризацию файтингов. Просто смиритесь, не нужно ничего говорить.
Septerra писала о том, что невозможно, усидеть на двух стульях – быть и киберспортивным событием, и комьюнити-ивентом. Это, безусловно, не так, и киберспортивное событие может быть как комьюнити-ивентом, так и ивентом любого другого типа, и vice versa. И даже если заменить тут словосочетание "киберспортивное событие" словосочетанием "корпоративный ивент", то все равно, и то и другое - коммерческий киберспорт. Я не вижу проблем и для корпоративных ивентов и для комьюнити-ивентов поднимать уровень параллельно, или же сотрудничать и развиваться вместе. И среди коммерческого киберспорта есть те, кто пытаются выбраться в e-sports. Но касательно файтингов, в этом направлении сейчас идет только
ESL. Когда-то на арену войдет киберспорт с государственной поддержкой, но это уже совсем другая история... Но вот понятия корпоративного ивента и маркетингового ивента, с моей точки зрения, совершенно необходимо разделять. Все эти понятия необходимо научиться понимать правильно как самим организаторам, так и членам соответствующих комьюнити. Это важно для формирования имиджа ивента, т.к. это, в свою очередь, обуславливает формирование ожиданий от этого ивента среди потенциальных игроков, посетителей, зрителей. Тут есть другие два стула, между которыми нужно выбирать. Популяризация игры и поддержка уже сложившегося комьюнити. Можно делать это правильно и одно будет работать на другое, но делать это, ИМХО, возможно только параллельно, а никак не вместе.
Междусобойчик.
И отсюда я перейду сразу к самой большой, по моему мнению, проблема файтингов в России - российскому файтинг-комьюнити. У нас тут есть довольно большая, такая сносная аудитория людей, которые вскормлены политикой популяризации от "
СофтКлаб", которой почему-то гордится
Septerra, и считает ее достижением. Бесплатное участие, большие призы, обязательные качественные стримы, и все это достается людям за деньги спонсоров в качестве рекламы для свеженьких игр. Я же считаю, что это провал и поражение, отбросившее комьюнити на несколько лет назад, потому что вот эти люди - это воплощение мема о "всем готовеньком", которые считают, что турниры растут на деревьях и кто-то обязан что-то для них делать на уровне, который они сами себе для нас заявили в своей голове. Они не только не задумываются о том, что турниры
НУЖНО поддерживать, и делать это можно, как уже было сказано, и деньгами, и контентом, и помощью в организации различных аспектов мероприятия, и даже просто адекватным и ответственным поведением в рамках ивента. Это люди, которые не задумываются о том, что турниры вообще
МОЖНО поддерживать. Турниры - они ведь проходят сами собой. Созрело турнирное яблоко, упало на землю, ПЫЩ!, и из него уже вылез
Cyberspace Riviera со всей командой проведения и с призами и даже с интернетом из яблочных семечек. Я считаю это, в том числе, результатом неправильной формулировки статуса очевидно маркетинговых ивентов.
В моих мечтах люди будут платить за участие в мейджорах, скажем, 1500 рублей за турнир и исключительно по предварительной регистрации. Как за средний билет в фан-зону или танцевальный партер на музыкальные концерты. Это развлечение, соревнование, событие. Проведите у себя в комьюинити "междусобойчик" с краудфандингом, посмотрите, сколько людей готовы вкладываться в вашу игру. И это, между прочим, путь все того же
Evolution Championship Series (
EVO), который тоже ни разу не e-sports, и в этом отношении не нужно обманываться. В идеальном мире комьюнити и спонсоры ВМЕСТЕ делают ивент, который понравится всем. И да, я заявляю, что
EVO - это большой междусобойчик, просто на нем все хотят отметиться. И я считаю, что именно к этому нужно стремиться.
ДАЙТЕ НОРМАЛЬНЫЙ СТРИМ.
Вот в те годы говорили о проблеме хайп-культуры, которая у нас еще развивается. Комьюнити
Tekken приятно удивило меня в этом году. Ребята активно поддерживали своих игроков. Но вот вторая проблема нашего комьюнити, которая всплыла в этом году - низкая культура стриминга среди
RFGC. Это выражается и во взаимодействии между организаторами и игроками/стримерами. Характерно, например, то, что стримеры не были вовлечены в процесс организации с самого начала (как в этом году, так и во многие другие годы), хотя, как я считаю, это просто необходимое условие для организации качественного стрима. Включение стримеров в процесс организации с самого его начала не только позволит им отслеживать изменения в планах организаторов и получать представление о реальном положении вещей, но и даст возможность эффективно лоббировать свои интересны на протяжение всего организационного процесса. Но еще это выражается в общей низкой грамотности зрителей относительно происходящего на экране, и восприятия зрителями контента. Тут вот писали в шутку, что мол, "зрители сами окажутся виноваты, потому что как-то не так смотрели стрим". А знаете, это не шутка ни разу.
Я ведь зачем тут писал этот пассаж про e-sports, как вы думаете? Это ведь дело статуса. Ограничения накладываются статусом. Это тоже вопрос популяризации. Более широкой аудитории нужны более базовые комментарии, которые сделают игру понятной для них, нужны комментаторы, которые бы держались в рамках светских приличий и высоких манер, которых можно было бы смотреть детям (как и стримы игр серии
Mortal Kombat, например, ага). Все это нужно прорабатывать, если ваш стрим - это инструмент популяризации поддерживаемого продукта среди широкой аудитории. Стримы
ELS, комментаторов на которых держат в жестких ограничениях - яркий пример качественной реализации подобного стрима. Это что-то, что можно от начала и до конца показывать по федеральному телеканалу. На другом стуле стримы с все того же
EVO с подборкой комментаторов на любой вкус. Тут есть все архетипы: и ругающиеся жесткими словами, и неформатные ребята, поливающие грязью не то, что игроков, но даже сами игры и их производителей, и хайперы, и аналитики, и чаттербоксы, болтающие ни о чем весь день напролет. Есть стили комментирования. Кому-то нравится одно, кому-то - другое. И это касается не только файтингов. В тех же
MOBA-играх тоже есть коммерческие ивенты, которые комментируются без предрассудков.
Есть вещи безусловно недопустимые, с этим я согласен. Прямые оскорбления игроков или зрителей, например, пропаганда ненависти в любом ее проявлении, реклама или пропаганда запрещенных законодательством страны вещей или иное нарушение законов в прямом эфире. Но комментаторский мат, как феномен, а так же сленг, отвлечения от темы и пространные разговоры, если они не идут совсем вразрез с тематикой ивента - это не та тема, которую можно поднимать в в рамках турнира, для которого гайдлайны по поведению стримеров так и не были проработаны. Все это не имеет смысла. Кроме прочего, я все еще считаю, что
MFA - не тот ивент, который вообще может позволить себе дерзнуть мыслями о том, чтобы выбрать в формальный e-sports. Не тот жанр игр, ребятки.
Учитывая все сказанное, со своей стороны я вполне доволен работой наших комменторов от комьюнити. Честно скажу, записи стримов целиком я не просматривал, но то, что слышал по комментариям всех дисциплин - все было на хорошем уровне.
Кроме того, у нас нет сейчас профессиональных комментаторов в принципе. Нет людей, которые готовы были бы, скажем, за деньги приехать на ивент и посвятить все свое время исключительно комментированию. Отказаться от игры, отказаться от общения с другими людьми, и жестко придерживаясь правил хорошего тона отработать за микрофоном свою смену. Подать списки со своими никами заранее, выделить свои сильные качества, предоставить демо-записи, явиться на ивент. Это, кстати, тяжкий труд. Упоминать о том, что отдельных бюджетов на комментаторов у нас в
FGC тоже не выделяют, как класс, пока еще даже не своевременно.
Тут же, кстати, прошу прощения за такое бесстрастное, в плохом смысле (читай, "унылое"), комментирование финалов по
GGXrdR2. Усталость первых двух дней, и дела, происходившие на площадке, не давали сосредоточиться на бое как следует. Кроме того, чисто по человечески, мне уже почти до омерзения неинтересно комментировать один и тот же бой от турнира к турниру, потому что
Raven :
Kler - это классический финал всех московских турниров. Это не профессионально с моей стороны. И будь я посвежее, я бы переборол это. Но сил на это не было. Кстати если есть еще какие-то претензии к еще каким-то конкретным комментаторам - пишите. Все можно разобрать. Это поможет нам, в случае с какими-то действительно непростительными вещами, почистить список комментаторов на следующий год, например. Здорово же? Здорово.
Вы же профессионалы! О разном.
Отдельно хочу отметить, что "междусобойчики", локальные турниры, мейджоры, и эти ваши коммерческие и корпоративные ивенты проводят одни и те же люди. Они не становятся большими профессионалами от того, что надевают футболки с логотипом
MFA. Точно так же они не становятся меньшими профессионалами, когда снимают их. Они не перестают быть частью комьюнити, когда на них выписывают служебный пропуск. Они получают деньги за свою работу, но фактически, только
Septerra и
RvK исполняли свои основные рабочие обязанности, все остальные добровольно и на энтузиазме работали для этого ивента сверх своей основной занятости. То, что энтузиасты получают символические деньги за свою работу, не значит, что они перестают быть энтузиастами. Они могли бы отказаться, но не отказались. Они видят свои ошибки, они генерируют идеи и совершенствуются, чтобы стать лучше. Они делают это для вас, ребята, хотя никто из них ничего вам не должен.
Отдельно хочу коснуться темы проблем турнира по
Street Fighter V. Об это уже писали выше и
Septerra и
A.T, и оба они правы. Дело в том, что когда пар было много, турнир задерживался из-за недостатка работающих консолей. А когда пар осталось мало, турнир задерживался из-за безответственных игроков. Все просто.
Проработка развлекательной программы - бич организации. Я знаю, что с этим делать. Но я не знаю, что с этим делать, не выделяя на это денег. Коммерческий киберспорт не работает бесплатно, потому что ему нужно гнаться за качеством, которое требует колоссальных вложений ресурсов, и прежде всего из них - время.
Сидя на организационной кухне, от этого
MFA, по честности, я ожидал гораздо худшего. На площадке все проходило практически идеально и выглядело все так, будто это было качественно подготовлено. Стрим отдавался в качестве, плашки выглядели хорошо, работал практически бесперебойно, если только не считать проблем с самими консолями. Меня из года в год вдохновляет то, сколько людей приезжают со всей страны (и из других стран), чтобы собраться вместе на
MFA. Я был безумно рад увидеть всех вас. Сюрпризом стало появления
Solidus Snake,
Z Man'а,
Cloud'а и
Shaolin Monk'а. Я давно вас не видел, и это очень здорово, что вы приехали. И, конечно, приятно, что
Sharpnel a.k.a.
.A. присоединился к команде организаторов. Хотелось бы сказать больше маленьких и конкретных спасибо, но ограничусь еще парой больших и коллективных спасибо.
-
TCD | Llanowar Elf,
Prower,
Enot,
DhZero,
Pielo,
B1ade,
Goroson,
Astray,
Goga - вы, очень плохие люди, пришли на все готовенькое и СНОВА СПАСЛИ ТУРНИР ПО
GGXrdR2, предоставив нам свои консоли. Как же я ненавижу чертовых GG-шников, особенно тех, которые приходят на турниры! Все спасаете и спасаете свою дисциплину. Нет, правда. Без вас турнира не было бы. Спасибо, ребята!
- Skype-конференция
Blazblue talks @ fighting.ru -
Prower,
PrEDoK,
A.T,
Avenlisp,
Veritas,
Ke1 (aka
Keech),
TND | Ashimriat,
TND | TetroX,
FGC | Shatalkir,
Tilia,
Булочка,
Astray - за моральную поддержку на протяжение всего времени подготовки к этому ивенту.
P.S. Я реально готов обсуждать какие-то положения этого поста, но лучше делать это в ЛС или каких-то мессенджерах, если угодно.