Как закалялся music...
Добавлено: 27 июн 2006, 12:55
В очередной раз, копаясь в своей музыкальной коллекции, я наткнулся на интересную статью об истории и развитии многих музыкальных направлений. Привожу с сокращениями и надеюсь, что кому – нибудь это может оказаться полезным.
[FONT=Arial]Хард-рок [/FONT] - это музыкальное направление, заявившее о себе в 60-х, 70-х
годах мощным звучанием искаженных гитар. Хард-рок стоит в одной
ассоциативной связи с паровозом, дирижаблем и динозавром. Deep Purple,
Led Zeppelin, Nazareth - вот кто стал родителями ужасного монстра по
имени "хард-рок". По современным меркам это предательски слащавый
попс, но в те времена впечатляло, особенно истории о гастрольных оргиях
Zeppelin. В это время появились отчетливые очертания риффовой основы в
композициях. Рифф - это мелодическая фраза определенной амплитуды, выполняющая
гармоническую роль, минимальный кирпич из которого выстраивается
хард-рок композиция. Иногда сочинение начинается именно с главного
риффа. Бас и гитара часто исполняли в октаву одну и туже партию,
подчеркивая звучание рифа.
Композицией, от которой идет отсчет хард-рока, считается битловская
"Revolution". John Lennon говорит, что это его идея добавить
перегрузки на комбике. Невероятный звук, появившийся из динамиков,
представлял собой прообраз эффекта Drive. Но одна композиция
только обозначила направление, развитое великим Jimi Hendrix до
самостоятельного течения. Его необыкновенная манера вдохновила многих
последователей, которые совместными усилиями выстроили огромный
монумент "хард-рока", который впоследствии стал фундаментом
хеви-металл
Ritchie Blackmore, начинавший эксперименты в первых альбомах Deep
Purple, в 1970 году взял звук группы под жесткий контроль, и Ritchie и Co.
выпустили альбом "In Rock", содержавший классические примеры
композиций. По-английски название можно перевести как "В стиле рок"
или "Из камня", кстати, на обложке стилизованное под президентов США
изображение музыкантов, высеченных из скалы. Примерно в это же время
Led Zeppelin под руководством Jimmy Page выпускают дебютный
альбом "Led Zeppelin I", имеющий явное блюзовое влияние. Это время
стало взрывоподобным развитием направления. Появилось немало
подражателей, например, первый альбом Queen критики расценивали
как подражание Zeppelin.
Эти два коллектива основали основные направления в хард-роке.
Звучание Deep Purple практически полностью копировали Rainbow,
Whitesnake, что и не удивительно, потому что участники этих команд
прошли школу Purple. Общую идею продолжили Nazareth, Scorpions и
гитарный герой Y.J. Malmsteen. Zeppelin вдохновили Kingdom
Come, Aerosmith, Def Leppard и другие, в основном американские,
команды. Феномен Zeppelin выходит далеко за рамки хард-рока, но
многие продолжатели не замечают других граней творчества, делая
"урезанную" копию. Ритмика композиций содержала огромное количество
совершенно непредсказуемых акцентов.
Концертное исполнение включало игру гитарных партий, спрятав
инструмент за головой или спиной. Разбивание гитар или усилительной
аппаратуры стало своего рода клише хард-рок групп. Впервые этот
прием появился, когда Pete Townshend из Who случайно зацепил
гитарой и что-то у гитары сломал. Из обиды или по другой причине
он решил доломать до конца свой инструмент. Публика была в диком
восторге и эта фишка прижилась.
[FONT=Arial]Рок [/FONT] - довольно расплывчатое понятие в определении стиля,
поэтому определим музыку и музыкантов о которых будет идти речь.
Не слишком тяжелая, но и не слишком легкая музыка с
преобладанием гитарного начала. В качестве примеров такой
музыки можно назвать композиции Dire Straits, Queen, Pink Floyd.
Многие инструментальные композиции Joe Satriani,
Steve Vai можно отнести к такой музыке.
Начало отсчета можно поставить на Beatles, но, на мой взгляд,
наиболее ярко выглядели Queen, которых в начале называли
подражателями Led Zeppelin, но уже на втором альбоме
продемонстрировали необыкновенный мелодизм, прекрасные
гармонии в сочетании с роковым началом. Когда же появилась
композиция “Killer Queen”, можно было с уверенностью сказать, что
рок получил новую форму, новое звучание. Аранжировка песен
перестала сводиться к построению ритм-секции с гитарой, а стала
напоминать серьезный технологический процесс с использованием
всех технических и творческих возможностей. Концертная версия звучала не так помпезно и не могла
сравниться со студийным оригиналом.
Психоделические эксперименты, начатые Pink Floyd, значительно
изменившись, превратились в тонкую, глубоко философскую
музыкальную материю. Необычно мощное звучание, широкое
использование синтезаторов и конечно же гитара
David Gilmour - сделали стиль группы эталоном для
подражания. Многие его соло стали классикой в роке, а звучание
инструмента - пределом мечтаний для многих гитаристов. Для David
характерно звуковое воздействие на слушателя, одной нотой он
достигает такого результата, которого другие не могут получить
десятками нот.
Еще одна легенда гитары, прославившаяся своим неповторимым
звуком. Прекрасный музыкант, основатель Dire Straits - Mark
Knopfler. В последние годы группа оказалась в тени, но потенциал,
заложенный в альбомах, настолько велик, что интерес к их музыке не
ослабевает. Одна из причин, по словам Марка, заключена в
моральной усталости музыкантов. «Постоянные восхваления: cамая
великая группа.., самый гениальный гитарист... во время нашего
последнего турне - то, что больше всего оттолкнуло меня».
[FONT=Arial]Хэви-металл [/FONT] корнями уходит в хард-роковые традиции,
заложенные в 60-е 70-е годы, поднимая их на новый качественный
уровень. Звук гитары становиться еще более жестким, сценические шоу
похожи на театрализованные постановки с обилием пиротехники,
характерными костюмами с огромным количеством заклепок, ремней,
цепей. Классический образ металлиста - волосатый молодой
человек в коже, заклепках, обвешанный цепями и, конечно, с
гитарой. Гитара в хэви-металл занимает центральное место в
аранжировках композиций.
Группа с одним гитаристом, исполняющим ритм и соло партии, стала
скорее исключением, чем правилом. Гитаристы в таких командах
обладали высоким профессиональным уровнем. Randy Rhoads умел
сочетать аккомпанемент и сольные вставки, заменяя одной гитарной
партией целые аранжировки. Великий гитарный хулиган Van Halen
довольно долго развлекал публику своей игрой в сопровождении ритм-
секции. Звучание этих групп приближенно к истокам.
Более популярным стал формат с двумя гитаристами. Простой вариант
один гитарист - соло, другой совмещает ритм и вокал. Группы Kiss,
W.A.S.P., Megadeth, Metallica построены именно по такому принципу. Это
позволяет звучать концертному исполнению более плотно, агрессивно, и
во время исполнения соло подклад не проваливается, поддерживаемый
ритм-гитарой. Все это делается для уплотнения концертного звука и не
имеет качественного отличия от одногитарных групп. Совершенно новое
звучание придают группам гитарные дуэты. Группы с двумя соло
гитаристами особенно выгодно выглядели на фоне других команд. Такая
концепция позволяла разыгрывать гитарные дуэли, как это делали Accept,
или проводить гитарные двухголосья в соло и темах, как у Iron Maiden.
Сценическое шоу сопровождается не только музыкальным
взаимодействием, но и совместными сценическими движениями, знание
которых просто необходимо. Особенно красиво смотрится шоу Whitesnake
в клипе “Still Of The Night”, где “танцы с гитарами” исполняют специально
приглашенные для этого музыканты!
Исполнение [FONT=Arial]гитарных партий к балладам [/FONT] является особым искусством и
требует развитого духовного начала в игре. Требуется развитое чувство
ритма и гармонии. Особо нужно отметить ритмику, поскольку большая
часть баллад написана в медленных ритмах, и игра в таком ритме требует
стабильности в темпе на протяжении всей композиции. Плавание в темпе
выводит на поверхность непрофессионализм, а стабильность делает
композицию монументальной, легко проникающей в сознание слушателя.
Для баллад характерны задуманные замедления в темпе, обычно в конце
квадрата, добавляющие живого дыхания музыке. Такие моменты требуют
четкого взаимодействия в коллективе и даются невероятным трудом в
репетиционных студиях. Из классиков балладного творчества на первом
месте конечно же “Scorpions”. Присутствие на каждом альбоме нескольких
безукоризненных баллад сделали их несомненными лидерами в этом
жанре. Хотя, на мой взгляд, они демонстрировали новые идеи в эпоху
становления, а сейчас умело эксплуатируют найденную фишку. Самой
популярной песней “Scorpions” можно смело назвать “Still Loving You”.
Инструментальные мастера демонстрируют на своих альбомах
композиции балладного направления. Steve Vai включает в каждый
свой альбом в качестве седьмой композиции балладу, например, в
альбоме “Flex-able” - это “Call It Sleep” в "Passion and
Warfare" - “For The Love Of God” в "Alien Love Secrets" -
“Tender Surrender” Композиция “Always With Me,
Always With You”, которую демонстрирует на своем втором альбоме
Joe Satriani имеет основу, исполненную чистым гитарным звуком и
гитарное соло с distortion. Постепенное нарастание эмоций в балладах -
основополагающий принцип построения своих партий. Совершенно
неоправданно “торопить события”, поэтому постепенно добавляйте
энергетики, дозируя ее точно рассчитанными порциями. В своих
композициях Gary Moore, прежде чем играть импровизационное соло,
использует неоднократное повторение темы с небольшими вариациями
или исполнением ее на октаву выше.
[FONT=Arial]Хард-рок [/FONT] - это музыкальное направление, заявившее о себе в 60-х, 70-х
годах мощным звучанием искаженных гитар. Хард-рок стоит в одной
ассоциативной связи с паровозом, дирижаблем и динозавром. Deep Purple,
Led Zeppelin, Nazareth - вот кто стал родителями ужасного монстра по
имени "хард-рок". По современным меркам это предательски слащавый
попс, но в те времена впечатляло, особенно истории о гастрольных оргиях
Zeppelin. В это время появились отчетливые очертания риффовой основы в
композициях. Рифф - это мелодическая фраза определенной амплитуды, выполняющая
гармоническую роль, минимальный кирпич из которого выстраивается
хард-рок композиция. Иногда сочинение начинается именно с главного
риффа. Бас и гитара часто исполняли в октаву одну и туже партию,
подчеркивая звучание рифа.
Композицией, от которой идет отсчет хард-рока, считается битловская
"Revolution". John Lennon говорит, что это его идея добавить
перегрузки на комбике. Невероятный звук, появившийся из динамиков,
представлял собой прообраз эффекта Drive. Но одна композиция
только обозначила направление, развитое великим Jimi Hendrix до
самостоятельного течения. Его необыкновенная манера вдохновила многих
последователей, которые совместными усилиями выстроили огромный
монумент "хард-рока", который впоследствии стал фундаментом
хеви-металл
Ritchie Blackmore, начинавший эксперименты в первых альбомах Deep
Purple, в 1970 году взял звук группы под жесткий контроль, и Ritchie и Co.
выпустили альбом "In Rock", содержавший классические примеры
композиций. По-английски название можно перевести как "В стиле рок"
или "Из камня", кстати, на обложке стилизованное под президентов США
изображение музыкантов, высеченных из скалы. Примерно в это же время
Led Zeppelin под руководством Jimmy Page выпускают дебютный
альбом "Led Zeppelin I", имеющий явное блюзовое влияние. Это время
стало взрывоподобным развитием направления. Появилось немало
подражателей, например, первый альбом Queen критики расценивали
как подражание Zeppelin.
Эти два коллектива основали основные направления в хард-роке.
Звучание Deep Purple практически полностью копировали Rainbow,
Whitesnake, что и не удивительно, потому что участники этих команд
прошли школу Purple. Общую идею продолжили Nazareth, Scorpions и
гитарный герой Y.J. Malmsteen. Zeppelin вдохновили Kingdom
Come, Aerosmith, Def Leppard и другие, в основном американские,
команды. Феномен Zeppelin выходит далеко за рамки хард-рока, но
многие продолжатели не замечают других граней творчества, делая
"урезанную" копию. Ритмика композиций содержала огромное количество
совершенно непредсказуемых акцентов.
Концертное исполнение включало игру гитарных партий, спрятав
инструмент за головой или спиной. Разбивание гитар или усилительной
аппаратуры стало своего рода клише хард-рок групп. Впервые этот
прием появился, когда Pete Townshend из Who случайно зацепил
гитарой и что-то у гитары сломал. Из обиды или по другой причине
он решил доломать до конца свой инструмент. Публика была в диком
восторге и эта фишка прижилась.
[FONT=Arial]Рок [/FONT] - довольно расплывчатое понятие в определении стиля,
поэтому определим музыку и музыкантов о которых будет идти речь.
Не слишком тяжелая, но и не слишком легкая музыка с
преобладанием гитарного начала. В качестве примеров такой
музыки можно назвать композиции Dire Straits, Queen, Pink Floyd.
Многие инструментальные композиции Joe Satriani,
Steve Vai можно отнести к такой музыке.
Начало отсчета можно поставить на Beatles, но, на мой взгляд,
наиболее ярко выглядели Queen, которых в начале называли
подражателями Led Zeppelin, но уже на втором альбоме
продемонстрировали необыкновенный мелодизм, прекрасные
гармонии в сочетании с роковым началом. Когда же появилась
композиция “Killer Queen”, можно было с уверенностью сказать, что
рок получил новую форму, новое звучание. Аранжировка песен
перестала сводиться к построению ритм-секции с гитарой, а стала
напоминать серьезный технологический процесс с использованием
всех технических и творческих возможностей. Концертная версия звучала не так помпезно и не могла
сравниться со студийным оригиналом.
Психоделические эксперименты, начатые Pink Floyd, значительно
изменившись, превратились в тонкую, глубоко философскую
музыкальную материю. Необычно мощное звучание, широкое
использование синтезаторов и конечно же гитара
David Gilmour - сделали стиль группы эталоном для
подражания. Многие его соло стали классикой в роке, а звучание
инструмента - пределом мечтаний для многих гитаристов. Для David
характерно звуковое воздействие на слушателя, одной нотой он
достигает такого результата, которого другие не могут получить
десятками нот.
Еще одна легенда гитары, прославившаяся своим неповторимым
звуком. Прекрасный музыкант, основатель Dire Straits - Mark
Knopfler. В последние годы группа оказалась в тени, но потенциал,
заложенный в альбомах, настолько велик, что интерес к их музыке не
ослабевает. Одна из причин, по словам Марка, заключена в
моральной усталости музыкантов. «Постоянные восхваления: cамая
великая группа.., самый гениальный гитарист... во время нашего
последнего турне - то, что больше всего оттолкнуло меня».
[FONT=Arial]Хэви-металл [/FONT] корнями уходит в хард-роковые традиции,
заложенные в 60-е 70-е годы, поднимая их на новый качественный
уровень. Звук гитары становиться еще более жестким, сценические шоу
похожи на театрализованные постановки с обилием пиротехники,
характерными костюмами с огромным количеством заклепок, ремней,
цепей. Классический образ металлиста - волосатый молодой
человек в коже, заклепках, обвешанный цепями и, конечно, с
гитарой. Гитара в хэви-металл занимает центральное место в
аранжировках композиций.
Группа с одним гитаристом, исполняющим ритм и соло партии, стала
скорее исключением, чем правилом. Гитаристы в таких командах
обладали высоким профессиональным уровнем. Randy Rhoads умел
сочетать аккомпанемент и сольные вставки, заменяя одной гитарной
партией целые аранжировки. Великий гитарный хулиган Van Halen
довольно долго развлекал публику своей игрой в сопровождении ритм-
секции. Звучание этих групп приближенно к истокам.
Более популярным стал формат с двумя гитаристами. Простой вариант
один гитарист - соло, другой совмещает ритм и вокал. Группы Kiss,
W.A.S.P., Megadeth, Metallica построены именно по такому принципу. Это
позволяет звучать концертному исполнению более плотно, агрессивно, и
во время исполнения соло подклад не проваливается, поддерживаемый
ритм-гитарой. Все это делается для уплотнения концертного звука и не
имеет качественного отличия от одногитарных групп. Совершенно новое
звучание придают группам гитарные дуэты. Группы с двумя соло
гитаристами особенно выгодно выглядели на фоне других команд. Такая
концепция позволяла разыгрывать гитарные дуэли, как это делали Accept,
или проводить гитарные двухголосья в соло и темах, как у Iron Maiden.
Сценическое шоу сопровождается не только музыкальным
взаимодействием, но и совместными сценическими движениями, знание
которых просто необходимо. Особенно красиво смотрится шоу Whitesnake
в клипе “Still Of The Night”, где “танцы с гитарами” исполняют специально
приглашенные для этого музыканты!
Исполнение [FONT=Arial]гитарных партий к балладам [/FONT] является особым искусством и
требует развитого духовного начала в игре. Требуется развитое чувство
ритма и гармонии. Особо нужно отметить ритмику, поскольку большая
часть баллад написана в медленных ритмах, и игра в таком ритме требует
стабильности в темпе на протяжении всей композиции. Плавание в темпе
выводит на поверхность непрофессионализм, а стабильность делает
композицию монументальной, легко проникающей в сознание слушателя.
Для баллад характерны задуманные замедления в темпе, обычно в конце
квадрата, добавляющие живого дыхания музыке. Такие моменты требуют
четкого взаимодействия в коллективе и даются невероятным трудом в
репетиционных студиях. Из классиков балладного творчества на первом
месте конечно же “Scorpions”. Присутствие на каждом альбоме нескольких
безукоризненных баллад сделали их несомненными лидерами в этом
жанре. Хотя, на мой взгляд, они демонстрировали новые идеи в эпоху
становления, а сейчас умело эксплуатируют найденную фишку. Самой
популярной песней “Scorpions” можно смело назвать “Still Loving You”.
Инструментальные мастера демонстрируют на своих альбомах
композиции балладного направления. Steve Vai включает в каждый
свой альбом в качестве седьмой композиции балладу, например, в
альбоме “Flex-able” - это “Call It Sleep” в "Passion and
Warfare" - “For The Love Of God” в "Alien Love Secrets" -
“Tender Surrender” Композиция “Always With Me,
Always With You”, которую демонстрирует на своем втором альбоме
Joe Satriani имеет основу, исполненную чистым гитарным звуком и
гитарное соло с distortion. Постепенное нарастание эмоций в балладах -
основополагающий принцип построения своих партий. Совершенно
неоправданно “торопить события”, поэтому постепенно добавляйте
энергетики, дозируя ее точно рассчитанными порциями. В своих
композициях Gary Moore, прежде чем играть импровизационное соло,
использует неоднократное повторение темы с небольшими вариациями
или исполнением ее на октаву выше.